Вы вошли как Гость · Группа "Прохожий" · RSS  РЕГИСТРАЦИЯ  Вход   Выход   Мой профиль

 
Депривация
Автор: Елена Бахвалова

«Если материнская любовь есть – она подобна благословению; если ее нет, жизнь лишается всей красоты, и я ничего не могу сделать, чтобы сотворить её»

Э.Фромм

 

Первая и вторая мировая война сопровождались разрухой, голодом, болезнями, высокой смертностью, переходом от одного социального строя к другому. Всё это послужило разделению людей на «бедных» и «богатых» и появлению огромного количества беспризорных детей. Их количество с каждым годом неумолимо росло. В 20-е годы 20 века в России начали появляться детские дома для детей-сирот. В это время была развернута борьба с беспризорностью. А уже после второй мировой войны в СССР функционировало 650 детских домов. В 1958 году насчитывалось 4065 детских домов, в которых воспитывалось 367 тысяч детей, а в 1971 году — 1031 детский дом со 109 тысячью воспитанников.

В постсоветское время в России вновь увеличилось количество детей, оставшихся без попечения родителей, соответственно количество детских домов вновь стало расти. Если в 1990 году в России насчитывалось 564 детских дома, то к 2004 году их количество увеличилось до 1,4 тысяч. В 2007 году в российских детских учреждениях различного типа содержалось 174 тысячи детей, где в основном, социальные сироты.

Так появилось два понятия «сирота» и «социальный сирота». Но если сироты – это дети, у которых родители умерли, то социальные сироты – у которых родители живы, но они по ряду причин ребёнком не занимаются.

Социальное сиротство стало появляться во времена перестройки. Дети уходили из дома из-за тяжелого материального положения, вызванного безработицей родителей. Кроме того, детские дома стали пополняться детьми, чьи родители не могли заботиться о них по причине болезни или потому, что родители вели аморальный образ жизни. Проблема сирот при живых биологических родителях катастрофически разрасталась из-за усиления алкоголизма, потерь духовных ценностей и морального разложения.

«В приюте ребёнок становится грустным и многие от грусти умирают» - это изречение известного испанского епископа, относящееся к 1760 году. Однако, как научный факт отрицательного последствия пребывания в детском доме стали рассматриваться лишь в начале 20 века. Появился термин «депривация».

Словом депривация обозначается психическое состояние, которое возникает от множественного неудовлетворения основных потребностей.  

В настоящее время существует несколько видов психологической депривации. Одной из них является эмоциональная депривация, которая характеризуется отсутствием заботы, ласки, понимания и т.д. И связанная с ней сенсорная депривация, когда ребёнок не получает достаточное количество стимулов (зрительных, слуховых и т.д.) источником которых на первом году жизни ребёнка является мама.

«Обыденная среда», вызывающая сенсорный голод, вредна для человека в любом возрасте, а для ребёнка она особенно губительна. Эти феномены проанализированы американским исследователем Р. Спитцем и названы феноменом госпитализма. Суть сделанного открытия в том, что в детском доме ребёнок страдает не только и не столько от питания или плохого обслуживания, сколько от специфических условий таких учреждений, один из существенных моментов которых – бедная стимульная среда. Последствия такого сенсорного голода, если их оценивать по уровню и характеру психического развития, сравнимы с последствиями глубоких сенсорных дефектов. Например, Б.Лофенфельд установил, что по результатам развития дети с врожденной или рано приобретенной слепотой сходны с депривационными зрячими детьми (детьми из детского дома). Эти результаты проявляются в виде ЗПР, возникновения двигательных  особенностей личности и поведения.

Таким образом, обыденная среда отрицательно влияет на развитие не только сенсорных способностей ребёнка, но и всей его личности, всех сторон психики.

Наряду с эмоциональной и сенсорной выделяют также социальную депривацию – возможность осуществления общественной самореализации посредством усвоения социальных ролей, приобщения к общественным целям и ценностям.

Но чаще всего дети-сироты попадают в состояние «материнской» депривации – это тяжелое и необратимое состояние, приводящее к «эмоциональной бесчувственности», к состоянию никому ненужности. А на основе этого чувства у ребёнка формируется отношение к миру, которое впоследствии порождает страх, агрессивность, недоверие к людям и к самому себе. Всё это лишает ребёнка возможности нормально развиваться.

Вильям Гольдфарб в 1947 году провел исследование, в котором сравнил детей, которые провели в детском доме 1 год, с детьми, которые провели в нем 3 года. Гольдфарб пришёл к выводу, что дети, находившиеся в детском доме 3 года, отставали в адаптации по всем показателям развития, подчёркивая, что наблюдается гораздо более выраженное ограничение способности к общению, интеллектуальное отставание, бедные речевые навыки, повышенная агрессивность, жестокость, раздражительность, бесконтрольное импульсное поведение.

Грубость в поведении детей-сирот возникает из-за недополучения ласки, внимания и заботы, которая могла бы им даваться от родителей.

Таким образом, мы видим, что уже в первые годы жизни ребёнка вне семьи происходят отклонения в их эмоциональном развитии.

Кроме того, материнская депривация приводит и к различным конфликтам между «детдомовскими детьми» и «домашними». Это связано с тем, что дети из детского дома неуверенны в себе, им свойственна бедность эмоционального и социального опыта. Это подтверждают слова Л.И. Божовича: «у детей отпадает один из важнейших источников постоянного накопления опыта и знаний, они не усваивают многообразия межличностных отношений, так же в условиях интерната дети находятся постоянно в кругу сверстников, в кругу одних и тех же впечатлений, одних и тех же педагогических воздействий».

Именно поэтому, вступая в различные социальные контакты вне детского дома, дети терпят неудачу. Это становится причиной девиантного поведения, бродяжничества и т.д.

Кроме того, психическая депривация приводит и к неспособности к обучению детей-сирот по программе общеобразовательной школы. Из-за сенсорного недоразвития, ЗПР, интеллектуальной недостаточности, дети имеют низкую успеваемость, соответственно отсутствует учебная мотивация.

Л.С. Выготский говорил: «в ходе общения и совместной деятельности в условиях детского дома не просто усваиваются образцы социального поведения, но и формируются основные психические структуры, определяющие в дальнейшем всё течение психологических процессов личности ребёнка лишенного семейного окружения».

Из этого следует, что в детских домах у детей нет возможности усваивать социальные нормы и приобретать  социальный опыт, поскольку детей не включают в практическую деятельность, дети не могут использовать свои знания на практике самостоятельно – это ограничивает социальную активность детей.

Психологическая депривация является важной социальной проблемой во всем мире. К сожалению, о депривации мы можем говорить сейчас не только в отношении детей-сирот, но и тогда, когда мать эмоционально холодна или слишком занята. Компенсировать многие трудности можно в том случае, если детей поместить в домашнюю обстановку, где они получат внимание, заботу, любовь приёмных родителей. Процесс реабилитации детей зависит от того, сколько времени ребёнок находился в детском доме и конечно же процесс реабилитации будет проходить быстрее, если детям будет оказываться психологическая помощь. А проект «Пчёлка» будет в этом помогать, ведь «Лучший способ сделать детей хорошими – это сделать их счастливыми» (Оскар Уайльд).

Дата публикации статьи: 15 января 2014 года

Благотворительный фонд "Пчёлка" © 2018