Вы вошли как Гость · Группа "Прохожий" · RSS  РЕГИСТРАЦИЯ  Вход   Выход   Мой профиль

 

"Что такое привязанность?

Автор: Елена Бахвалова

В 70-80-х гг. XX века, довольно популярным среди лиц, занимающихся устройством детей-сирот в семьи, стал термин "расстройство чувства привязанности" (нарушение привязанности). Этот термин пришел к нам из теории привязанности, основоположником которой стал английский психиатр и психоаналитик Джон Боулби. Он наблюдал за нарушениями у детей, которые растут в детских сиротских  учреждениях и обнаружил, что эти дети, часто страдают различными эмоциональными проблемами, включая неспособность установить близкие и продолжительные отношения с окружающими. Аналогичные симптомы наблюдались у детей, которые в течение некоторого времени росли в нормальных семьях, но затем были надолго разлучены с родителями. Казалось, что эти дети были настолько потрясены, что навсегда отказались от тесных человеческих связей. Подобные наблюдения убедили Боулби, что для нормального социального и эмоционального развития ребенку необходимо установить взаимоотношения хотя бы с одним человеком, который бы о нём заботился. Таким образом, он охарактеризовал привязанность, как "устойчивую психологическую связь между людьми". Позже исследования, проведенные Мэри Эйнсворт, специалистом по психологии развития, упрочили базовые понятия и развили эту теорию.

Итак, что же такое привязанность?

Привязанность — это инстинктивное поведение ребенка, а также любая форма поведения, результатом которой является приобретение или сохранение близости с «объектом привязанности», которым обычно является человек, оказывающий помощь.

Потребность в привязанности ко взрослому является жизненно необходимой для нормального развития ребенка.

К сожалению, у детей, которые попадают в детские дома, нет самого главного, за счет чего развивается маленький ребенок, контакта с главным значимым для него взрослым и не важно кто это, мама, бабушка или приемные родители. Вокруг ребенка в детском доме постоянно находятся люди: воспитатели, нянечки, волонтеры и другие сотрудники. Это своеобразный круговорот людей, но его лично ничего не касается. Ребенок не контактирует вблизи ни с кем. Соответственно, тесная эмоциональная связь не устанавливается и дети не могут полноценно развиваться, они эмоционально неблагополучны , тратят всю свою внутреннюю энергию  на борьбу с тревогой, поиском эмоционального тепла. Нарушение привязанности может оказать влияние не только на социальные контакты ребенка – развитие совести, чувства собственного достоинства, способности к эмпатии, но может вносить свой вклад и в задержку эмоционального, социального, физического и умственного развития ребенка.

Из этого следует, что человек, который находится с ребенком должен быть постоянным. Он должен обеспечивать постоянный уход за ребенком, уделять ему внимание. Но важно помнить, что уход за ребенком это не только кормление и гигиенический уход , но и взгляды, улыбки, прикосновения. То есть ребенок должен многократно проходить через здоровый цикл формирования привязанности. Этот цикл представляет собой своеобразную цепочку: возникновение потребности у ребенка, проявление беспокойства и плача, далее мама удовлетворяет потребность ребенка. Если этот цикл повторяется много раз и потребности ребенка удовлетворяются, то ребенок начинает доверять взрослому. И это доверие становится основой его дальнейшего развития, соответственно формируется тесная эмоциональная связь со взрослым.

Таким образом, идеальным условием для формирования привязанности является семья. Но даже тогда, когда ребенок находит новую семью, могут возникнуть проблемы с формированием привязанности, потому что между приемными родителями и ребенком нет биологической связи. Но это не значит, что привязанность не сформируется, она будет формироваться, но при определенных усилиях и терпении. Прежде всего это будет зависеть от того жил ли ребенок в родной семье, как складывались отношения в родной семье, сколько времени он находился в приюте, т.е. необходимо понимать имел ли ребенок положительный опыт воспитания в родной семье. Если положительный опыт воспитания был и ребенок потерял родителей неожиданно, например, в результате аварии, и замещающая семья нашлась сразу, то последствия такого перерыва могут быть сглажены быстро. Если замещающую семью найти сразу не удалось и ребенок был помещен в приют с "обезличенным" типом воспитания, то отрицательные последствия усиливаются. Ну и самый тяжелый для коррекции случай когда у ребенка нет никакого опыта привязанностей, потому что он с самого рождения воспитывался в детском доме или вместо заботы и тепла ребенку доставались только побои, издевательства, а порой голод или многодневное одиночество.

Попадая в новые условия, приемный ребенок и его новые родители будут испытывать состояние, которое называется адаптацией. Адаптация в новой семье процесс двусторонний, т.к. привыкать друг к другу приходится и ребенку, оказавшемуся в новой обстановке, и взрослым - к изменившимся условиям.

Адаптация у разных детей проходит по-разному. Здесь многое зависит и от возраста ребенка, и от черт его характера, а так же, как говорилось ранее, большую роль играет опыт прошлой жизни. Как отмечают психологи, процесс адаптации ребенка к новой семье  проходит несколько стадий привязанности к родителям.

Первую стадию можно охарактеризовать как «Знакомство», или «Медовый месяц». На этой стадии ребенок, оказавшись в семье, боится потерять новых родителей и чувство стабильности, которое у него возникает, и демонстрирует теплые чувства к родителям. Когда эта стадия заканчивается, начинается вторая стадия , которую можно назвать «Возврат в прошлое», или «Регрессия». На этой стадии ребенок начинает вести себя более естественно, начинают проявляться все накопленные ранее проблемы, в том числе и в развитии привязанности. И этих проблем тем больше, чем более неблагополучной была кровная семья ребенка, и чем больше времени он провел в детском доме.

Как отмечают психологи, на этой стадии у детей могут проявиться такие симптомы, как: фиксация на чистоте, опрятности или, наоборот, грязи и неопрятности; чувство беспомощности или чувство зависимости; чрезмерная озабоченность своим здоровьем, преувеличенные жалобы, повышенная чувствительность, отказ от нового, необъяснимые припадки злобы, плача, усталости или тревоги, признаки депрессии и т.п.

В эти месяцы часто обнаруживаются психологические барьеры: несовместимость темпераментов, черт характера, приемных родителей и привычек ребенка.

У многих взрослых, столкнувшихся с этими проблемами, не хватает сил, а главное терпения дождаться пока ребенок сделает то, что им нужно. Обнаруживается разница во взглядах на воспитание у родителей, возникают конфликты в семье. Важно помнить, что для построения любых взаимоотношений требуется время. Совместные занятия, игры, беседы; понимание его проблем и проникновение в его интересы; помощь и поддержка, со временем непременно создаст эмоциональную близость между новыми родителями и приемным ребенком, что соответствует третьей стадии  - «Привыкание», или «Медленное восстановление».

Итак, следует помнить о том, что каждый ребенок устанавливает эмоциональные связи с членами своей новой семьи по-разному и единого лекарства для всех не существует.  Для того, чтобы процесс адаптации проходил более гладко, необходимо обращаться за помощью к профессиональному психологу, который поможет сделать процесс адаптации   более успешным и безболезненным.

Дата публикации статьи:  7 октября 2014 года

Благотворительный фонд "Пчёлка" © 2018