Вы вошли как Гость · Группа "Прохожий" · RSS  РЕГИСТРАЦИЯ  Вход   Выход   Мой профиль

 
Способы развития внимания.
Автор: Елена Бахвалова

                                                                                     
                                                                                     

«Внимание - есть та дверь, которую

  не может миновать ни одно

  слово ученья, иначе оно не попадет

  в душу ребенка». (К.Д.Ушинский)

 В настоящее время,  проблемы связанные с развитием внимания у школьников, вызывают беспокойство.  Школьные психологи ведут работу в этом направлении, но практически охватить всех учащихся развивающей коррекционной работой не удаётся. Поэтому, сегодня детальная разработка и применение учителями начальных классов в своей педагогической практике "Методики развития внимания детей младшего школьного возраста в процессе учебной деятельности", особо актуальна.

Каждый учитель в своем арсенале, имеет запас методов привлечения внимания детей к учебному материалу, программы развивающего обучения содержат в своих учебниках упражнения развивающие этот психологический процесс, но новизна идеи состоит в том, что педагоги, передавая ученикам знания, могут и должны делать это активно применяя в своей работе психологические знания, следуя которым развивающая коррекционная работа не может проходить время от времени, она должна быть систематической и планомерной. Учащиеся, с хорошо развитыми психическими процессами более успешны в освоении школьной программы по сравнению со своими сверстниками, чей уровень развития памяти, внимания, восприятия, мышления и речи имеют средний и ниже среднего уровни развития.

По мнению, известного психолога П. Я. Гальперина внимание необходимо рассматривать в связи с другими психическими функциями: памятью, мышлением, воображением, восприятием. Проявления внимания нельзя увидеть отдельно от них, в чистом виде, т. к. оно не имеет своего отдельного специфического продукта. Его результатом является улучшение всякой деятельности, к которой оно присоединяется. Именно поэтому в первую очередь работу по развитию необходимо вести в этом направлении. Да и сами развивающие упражнения зачастую обеспечивают развитие и других психических процессов. Следовательно, развивая различные свойства внимания в процессе учебной деятельности, удачно сочетая развивающие упражнения с учебным материалом, мы можем добиться достижения следующих целей:

- повышение качества и прочности знаний учащихся;

- создание определённых стимулов для положительной мотивации к обучению;

- преодоление трудностей адаптационного периода при поступлении детей в школу и при их переходе из начального звена в среднее.

Внимание – многомерное психическое явление, и его уровень во многом зависит от слаженности работы всех его составляющих: концентрированности, объёма, устойчивости, распределяемости и переключаемости. Если хотя  бы одно из перечисленных свойств внимания ослаблено, это неминуемо скажется на работоспособности учащегося. Из всего выше сказанного следует, что педагоги в своей работе должны решать следующие задачи:

- развивать интеллектуальные способности на основе развития внимания;

- научиться использовать  и перенаправлять непроизвольное внимание;

- содействовать развитию произвольного внимания;

- углублять и расширять концентрированность внимания, его объём и устойчивость;

- учить ребёнка управлять своим вниманием, полноценно распределять его во время учебного процесса.

Решение данных задач будет особенно эффективным только при постоянной систематической работе педагогов,  направленной на внедрение в учебный материал упражнений развивающих отдельные свойства внимания.

Сложность, заключается в том, что разные свойства поддаются развитию в неодинаковой степени. Наименее подвержен влиянию объём внимания, он индивидуален, в то же время остальные свойства можно и нужно тренировать.

Такая работа должна вестись в двух направлениях. Использование специальных упражнений, тренирующих основные свойства внимания и использование упражнений, на основе которых формируется внимательность, как свойство личности. Обычно причина невнимательности заключается в ориентации детей на общий смысл текста, фразы, слова, арифметической задачи или выражения - дети схватывают общий смысл и, довольствуясь им, "пренебрегают частностями". Надо учить детей преодолеть глобальное восприятие,  и попытаться научить воспринимать содержание с учётом элементов на фоне смысла целого.

Форма организации работы по развитию внимания может быть разнообразной: групповая, работа в парах, индивидуальная. В зависимости от типа упражнения оно должно соответственно занимать своё место в определённой части урока: в организационном моменте, на этапе повторения,  и закрепления знаний, физминутке или итоге урока. Эти упражнения не только играют развивающую роль, но и помогают введению в урок нового материала; повторению, закреплению и даже проверке уже изученного; а также помогут разнообразить необходимые перерывы для отдыха детей между этапами урока. Всё зависит от общих целей конкретного урока. Приведём  несколько примеров по использованию игр развивающих внимание на уроках.  Например, при закреплении темы "Части речи" можно использовать методику Мюнстерберга,  и её различные модификации. В бессмысленный набор букв вставляются слова (чаще - существительные, но могут быть глаголы, прилагательные, наречия). Требуется отыскать их как можно быстрее и без ошибок.

На уроке математики при изучении таблицы умножения можно предложить детям посчитать вслух от 1 до 31, но не называть числа, включающие тройку и кратные трём. Вместо этих чисел нужно говорить "не собьюсь".

На уроках чтения детям предлагается вычёркивать в тексте одну или две буквы, и в то же время, ставила звукозапись с какой-либо сказкой. Потом следовала взаимопроверка. Проверялось сколько букв пропущено и что услышано и понято из сказки.

Во время физминуток можно не просто выполнить движения, а делать их в зеркальном отображении, или использовать игру на развитие внимания.

Развивающие упражнения можно использовать и во внеурочной деятельности. Их достоинством можно считать возможность придания им игрового,  и соревновательного оформления. Данная методика открывает для творчески работающих учителей большое поле для деятельности. Ведь уже известные упражнения можно варьировать, привнося в них свои новые элементы и способы их применения в процессе учебной деятельности.

Учебная деятельность не ограничивается школьными рамками. На следующем этапе работы необходимо провести просветительскую работу с родителями:  показать им необходимость помощи своим детям не просто при выполнении домашнего задания, но и в общем развитии ребёнка; научить их использовать развивающие упражнения в повседневной жизни и познакомить с игровыми упражнениями.

Методика развития внимания опирается на принципы:

- деятельности - любое развитие происходит в процессе какой-либо деятельности;

- психологической комфортности - ребёнок не должен чувствовать свои неудачи;

- сотрудничества учителя с психологической службой и родителями;

- индивидуальности - необходимо учитывать, что индивидуально-типологические особенности каждого ребёнка позволяют тренировать его внимание лишь в определённых пределах;

- последовательности - предлагать упражнения надо начиная с самых простых, постепенно усложняя их по мере овладения;

- поэтапности - необходимо сначала включать в учебную деятельность упражнения для развития объёма и концентрированности внимания, затем устойчивости и распределения и, наконец, переключаемости и интенсивности;

- цикличности - включать развивающие упражнения в уроки необходимо определёнными циклами, продолжительность которых составляет примерно два месяца. Повторять эти циклы,  в течение учебного года целесообразно 2-3 раза.

Результаты такой работы, способствуют тому, что дети легче  воспринимают учебный материал, следовательно, повышается успеваемость. Кроме того, развивая внимание как свойство личности и придавая ему нравственную направленность можно воспитывать неравнодушных отзывчивых людей, а их так не хватает в современном жёстком мире.


Дата публикации статьи: 8 февраля 2014 года
Благотворительный фонд "Пчёлка" © 2018